Регистрация залога недвижимого имущества

Регистрация залога недвижимости является финальным этапом при заключении сделки по приобретению имущества. В процессе действий в Росреестр включаются новые данные о недвижимости и владельце, сведения об обременении и сроках. Такая процедура показывает вступление с силу ипотечного договора, наличие гарантий по сделке для всех сторон.

Для осуществления государственной регистрации залога требуется заявление от обеих сторон сделки – кредитора, в роли которого выступает финучреждение, и заемщика, то есть покупателя недвижимого имущества. Если в сделке принимает участие нотариус, то после того, как он заверил договор, необходимо его обращение.

Информация о залоговой квартире фиксируется в Едином государственном реестре только после того, как все данные проверяются. Также важно предоставить максимально полный пакет документации, включая согласие органов опеки (если имеются дети).

При регистрации ипотеки в реестр вносятся следующие сведения:

  • данные о собственниках квартиры;
  • технические характеристики на объект (метраж, количество комнат, другие сведения);
  • полная информация о существующих правообладателях;
  • данные об ограничениях, причинах их наложения на квартиру.

Владельцами такого объекта недвижимости могут быть физические и юридические лица. При этом вся недвижимость, приобретаемая в залог, подлежит государственной регистрации.

Госпошлина и сроки

Планируя регистрировать объект, необходимо учесть не только сбор документации, но и оплату госпошлины. Определен ее размер, который зависит от статуса покупателя:

  • для физлиц, приобретающих недвижимость и желающих пройти процедуру регистрации залога квартиры – 1 тыс. рублей;
  • если все стороны договора юрлица – 4 тыс. рублей;
  • если сторонами являются физические и юридические лица – 1 тыс. рублей.

Все необходимые для оплаты реквизиты указаны на сайте Росреестра, то есть проблем с этим обычно не возникает. Также надо учитывать, что размер пошлины для отдельных регионов может быть изменен, поэтому при выборе следует обязательно выбрать тот, где находится объект. Для физлиц предусмотрена скидка в 30%, если государственная регистрация залога проводится в электронном формате.

Для внесения данных в реестр и регистрации права на объект установлены строгие сроки. Для жилых помещений и квартир – это не больше пяти рабочих дней. Сроки регистрации залога для нежилых помещений, зданий, участков составляют до пятнадцати дней с момента обращения.

Что требуется для проведения процедуры

Пакет документов для регистрации залога включает в себя:

  • заполненное по форме заявление (образец можно найти на официальном сайте реестра);
  • нотариально заверенные доверенности (при необходимости), личные паспорта;
  • договор ипотеки;
  • результаты проведенной независимой оценки (выполняются только аккредитованными экспертами);
  • полный пакет техдокументации на объект;
  • подтверждение того, что госпошлина оплачена в полном размере;
  • закладная из финучреждения (если права будут подтверждаться через этот документ, выдаваемый банком).

В некоторых случаях для регистрации договора залога недвижимости могут потребоваться дополнительные сведения. В этом случае заемщик должен обязательно собрать и предоставить подобные документы, подтверждающие, что сделка проведена на законных основаниях. Готовый пакет вместе с заявлением передается в Росреестр, где после рассмотрения и проверки информации осуществляется внесение данных в официальные источники.

Порядок процедуры

Государственная регистрация залога недвижимого имущества предусматривает соблюдение следующего порядка действий:

  • подготовка, сбор пакета документов, необходимых для выполнения процедуры;
  • передача пакета при обращении в реестр (лично, через МФЦ или на сайте в электронном виде);
  • проверка информации по сделке, мониторинг заполнения документов, указания достоверных сведений;
  • проверка законности покупки, процесса передачи прав (исключение составляет ситуация, при которой сделка предварительно уже была удостоверена нотариусом);
  • в ЕГРН вносятся данные по сделке (в некоторых случаях они основываются на наличии закладной, которая подписывается представителем финучреждения и заемщиком при заключении ипотечного договора);
  • завершение регистрации залога недвижимости (приходит уведомление).

Некоторые финучреждения при заключении сделки по ипотеке предлагают собственные услуги регистрации. Но тут надо учитывать, что услуги обычно платные, а сроки – больше, чем при личном обращении. К преимуществам можно отнести только то, что личное посещение МФЦ или Росреестра не потребуется.

К примеру, Сбербанк предлагает регистрацию залога недвижимости через онлайн платформу на Домклик. Процедура достаточно простая, предусматривающая сбор и подачу пакета в электронном виде, быстрое проведение процедуры. Клиенту на электронную почту приходят все необходимые сведения, касающиеся процесса, в том числе договор и выписка из госреестра. Сроков действия такая выписка не имеет, ее электронная форма отличается такой же законной силой, как и бумажная. К преимуществам использования такой услуги относится снижение процентной ставки по ипотеке.

Также надо учитывать, что с 15.07.2016 для подтверждения права собственности выдается только выписка из ЕГРН. Она обладает полной юридической силой.

Если финучреждение не предлагает подобных услуг, заниматься регистрацией придется самостоятельно. Рекомендуется не затягивать с этим и сразу привлекать квалифицированных юристов. Стоимость подобного сервиса невысокая, но зато все этапы процедуры будут выполнены правильно и без задержек по времени. Также устраняются риски приостановления процедуры или отказа в удостоверении прав.

Допсоглашения и отказ

Регистрировать нужно не только сам объект в виде дома или квартиры, но и дополнительное соглашение, что предусмотрено федеральными законами. Но тут все зависит от даты подписания такого допсоглашения:

  • если оно было подписано до 01.07.2014, регистрировать его нужно в обязательном порядке;
  • для всех документов, подписание которых состоялось позже указанной даты, регистрация не нужна.

В некоторых случаях процесс будет приостановлен. Основными причинами этого являются:

  • пакет документов подготовлен неверно, некоторые важные справки или договора отсутствуют;
  • указаны недостоверные данные, заполнение выполнено с помарками, ошибками и неточностями, не соответствует установленным формам;
  • нет дополнительных документов, к примеру, согласия супруга или супруги;
  • недвижимое имущество находится под юридическими ограничениями;
  • объект является предметом судебного разбирательства;
  • регистратор не получил необходимой информации от других органов, к примеру, ИФНС.

Как можно зарегистрировать объект

Чтобы зарегистрировать залоговое имущество, можно воспользоваться следующими путями:

  • для объектов недвижимости необходимо обязательное обращение в Росреестр;
  • другой тип имущества – через Росреестр в электронном виде (при наличии ЭЦП), нотариуса.

В некоторых случаях органы госрегистрации могут приостановить решение или отказать в регистрации права. В этом случае будет получено уведомление, где будет указано, что процесс приостановлен. Такое решение можно обжаловать в суде, но чаще всего причиной этого является нехватка или неправильно составленные документы. Чтобы этого избежать, права должны регистрироваться с участием квалифицированных юристов. Только подобная правовая помощь поможет сократить сроки, исключить риски отказа в регистрации. Обратиться к юристам в Москве можно на любом этапе процедуры, но лучше не медлить и с самого начала доверить процесс специалистам.