Регистрация залога недвижимого имущества
Регистрация залога недвижимости является финальным этапом при заключении сделки по приобретению имущества. В процессе действий в Росреестр включаются новые данные о недвижимости и владельце, сведения об обременении и сроках. Такая процедура показывает вступление с силу ипотечного договора, наличие гарантий по сделке для всех сторон.
Для осуществления государственной регистрации залога требуется заявление от обеих сторон сделки – кредитора, в роли которого выступает финучреждение, и заемщика, то есть покупателя недвижимого имущества. Если в сделке принимает участие нотариус, то после того, как он заверил договор, необходимо его обращение.
Информация о залоговой квартире фиксируется в Едином государственном реестре только после того, как все данные проверяются. Также важно предоставить максимально полный пакет документации, включая согласие органов опеки (если имеются дети).
При регистрации ипотеки в реестр вносятся следующие сведения:
- данные о собственниках квартиры;
- технические характеристики на объект (метраж, количество комнат, другие сведения);
- полная информация о существующих правообладателях;
- данные об ограничениях, причинах их наложения на квартиру.
Владельцами такого объекта недвижимости могут быть физические и юридические лица. При этом вся недвижимость, приобретаемая в залог, подлежит государственной регистрации.
Госпошлина и сроки
Планируя регистрировать объект, необходимо учесть не только сбор документации, но и оплату госпошлины. Определен ее размер, который зависит от статуса покупателя:
- для физлиц, приобретающих недвижимость и желающих пройти процедуру регистрации залога квартиры – 1 тыс. рублей;
- если все стороны договора юрлица – 4 тыс. рублей;
- если сторонами являются физические и юридические лица – 1 тыс. рублей.
Все необходимые для оплаты реквизиты указаны на сайте Росреестра, то есть проблем с этим обычно не возникает. Также надо учитывать, что размер пошлины для отдельных регионов может быть изменен, поэтому при выборе следует обязательно выбрать тот, где находится объект. Для физлиц предусмотрена скидка в 30%, если государственная регистрация залога проводится в электронном формате.
Для внесения данных в реестр и регистрации права на объект установлены строгие сроки. Для жилых помещений и квартир – это не больше пяти рабочих дней. Сроки регистрации залога для нежилых помещений, зданий, участков составляют до пятнадцати дней с момента обращения.
Что требуется для проведения процедуры
Пакет документов для регистрации залога включает в себя:
- заполненное по форме заявление (образец можно найти на официальном сайте реестра);
- нотариально заверенные доверенности (при необходимости), личные паспорта;
- договор ипотеки;
- результаты проведенной независимой оценки (выполняются только аккредитованными экспертами);
- полный пакет техдокументации на объект;
- подтверждение того, что госпошлина оплачена в полном размере;
- закладная из финучреждения (если права будут подтверждаться через этот документ, выдаваемый банком).
В некоторых случаях для регистрации договора залога недвижимости могут потребоваться дополнительные сведения. В этом случае заемщик должен обязательно собрать и предоставить подобные документы, подтверждающие, что сделка проведена на законных основаниях. Готовый пакет вместе с заявлением передается в Росреестр, где после рассмотрения и проверки информации осуществляется внесение данных в официальные источники.
Порядок процедуры
Государственная регистрация залога недвижимого имущества предусматривает соблюдение следующего порядка действий:
- подготовка, сбор пакета документов, необходимых для выполнения процедуры;
- передача пакета при обращении в реестр (лично, через МФЦ или на сайте в электронном виде);
- проверка информации по сделке, мониторинг заполнения документов, указания достоверных сведений;
- проверка законности покупки, процесса передачи прав (исключение составляет ситуация, при которой сделка предварительно уже была удостоверена нотариусом);
- в ЕГРН вносятся данные по сделке (в некоторых случаях они основываются на наличии закладной, которая подписывается представителем финучреждения и заемщиком при заключении ипотечного договора);
- завершение регистрации залога недвижимости (приходит уведомление).
Некоторые финучреждения при заключении сделки по ипотеке предлагают собственные услуги регистрации. Но тут надо учитывать, что услуги обычно платные, а сроки – больше, чем при личном обращении. К преимуществам можно отнести только то, что личное посещение МФЦ или Росреестра не потребуется.
К примеру, Сбербанк предлагает регистрацию залога недвижимости через онлайн платформу на Домклик. Процедура достаточно простая, предусматривающая сбор и подачу пакета в электронном виде, быстрое проведение процедуры. Клиенту на электронную почту приходят все необходимые сведения, касающиеся процесса, в том числе договор и выписка из госреестра. Сроков действия такая выписка не имеет, ее электронная форма отличается такой же законной силой, как и бумажная. К преимуществам использования такой услуги относится снижение процентной ставки по ипотеке.
Также надо учитывать, что с 15.07.2016 для подтверждения права собственности выдается только выписка из ЕГРН. Она обладает полной юридической силой.
Если финучреждение не предлагает подобных услуг, заниматься регистрацией придется самостоятельно. Рекомендуется не затягивать с этим и сразу привлекать квалифицированных юристов. Стоимость подобного сервиса невысокая, но зато все этапы процедуры будут выполнены правильно и без задержек по времени. Также устраняются риски приостановления процедуры или отказа в удостоверении прав.
Допсоглашения и отказ
Регистрировать нужно не только сам объект в виде дома или квартиры, но и дополнительное соглашение, что предусмотрено федеральными законами. Но тут все зависит от даты подписания такого допсоглашения:
- если оно было подписано до 01.07.2014, регистрировать его нужно в обязательном порядке;
- для всех документов, подписание которых состоялось позже указанной даты, регистрация не нужна.
В некоторых случаях процесс будет приостановлен. Основными причинами этого являются:
- пакет документов подготовлен неверно, некоторые важные справки или договора отсутствуют;
- указаны недостоверные данные, заполнение выполнено с помарками, ошибками и неточностями, не соответствует установленным формам;
- нет дополнительных документов, к примеру, согласия супруга или супруги;
- недвижимое имущество находится под юридическими ограничениями;
- объект является предметом судебного разбирательства;
- регистратор не получил необходимой информации от других органов, к примеру, ИФНС.
Как можно зарегистрировать объект
Чтобы зарегистрировать залоговое имущество, можно воспользоваться следующими путями:
- для объектов недвижимости необходимо обязательное обращение в Росреестр;
- другой тип имущества – через Росреестр в электронном виде (при наличии ЭЦП), нотариуса.
В некоторых случаях органы госрегистрации могут приостановить решение или отказать в регистрации права. В этом случае будет получено уведомление, где будет указано, что процесс приостановлен. Такое решение можно обжаловать в суде, но чаще всего причиной этого является нехватка или неправильно составленные документы. Чтобы этого избежать, права должны регистрироваться с участием квалифицированных юристов. Только подобная правовая помощь поможет сократить сроки, исключить риски отказа в регистрации. Обратиться к юристам в Москве можно на любом этапе процедуры, но лучше не медлить и с самого начала доверить процесс специалистам.