Как принять квартиру в новостройке у застройщика
Приемка квартиры в новостройке – процесс сложный и требующий максимального внимания. Очень важно не спешить, внимательно все осмотреть и проверить соответствие реального состояния жилья с тем, что указано в договоре. Все несоответствия и дефекты сразу фиксируются и оформляются документально. Особенно это касается крупных недочетов, например, установлены окна или двери более низкого качества, состояние пола, стен и потолка не отвечает заявленному, коммуникации выполнены с нарушениями и многое другое.
Рекомендуется при приемке соблюдать три основных правила:
- Не торопитесь и не нервничайте. Далее если представитель застройщика будет вас пытаться подгонять, необходимо остановиться и уточнить, что ваше право принимать квартиру столько, сколько это потребуется. Также представителю следует указать, что его действия вполне можно воспринять, как препятствование нормальной сдаче.
- В документах отражаются все недостатки, требуется фото- или видеофиксация. Даже если представитель компании-застройщика пытается уверить, что недостаток незначительный, вестись на это не надо. Все дефекты, несоответствия и другие замечания указываются в письменном виде и фиксируются. В дальнейшем это позволяет получить компенсацию от застройщика или заставить его исправить недостатки за свой счет.
- Не надо стесняться – все вопросы, в том числе о качестве отделки, следует задавать сразу. Если о выявленных проблемах не заявить сразу, потом уже никто ничего исправлять не будет, расходы на это лягут на плечи покупателя.
Подготовка к приему
Решая, как принять квартиру в новостройке, надо уделить внимание подготовке. Необходимо понимать, что требуется не просто подписать акт, но и проверить, насколько объект недвижимости соответствует обещаниям компании-застройщика. Не редкость ситуации, когда качество отделки или коммуникаций ниже, чем было обещано, установлены некачественные окна, наблюдаются общие строительные дефекты. Чтобы избежать лишних затрат, связанных с их устранением, надо все осмотреть сразу, зафиксировать и подать претензию девелоперу, сдающему дом.
Приемка квартиры проходит по определенным правилам, что указывается в договоре и отвечает закону о долевом участии в статьях 7 (Гарантии качества, предусмотренные договором) и 8 (Передача объекта долевого строительства).
До передачи квартиры покупателям компания-застройщик обязана выполнить следующие действия:
- полностью завершить строительство, получить разрешение на эксплуатацию дома (коммуникации уже должны быть подключены, придомовая территория и места общего пользования готовы);
- оповестить всех дольщиков о том, что объект готов, отправить письмо с уведомлением (простые смс или письма на электронную почту не считаются должным способом оповещения);
- в течение семи дней дольщики должны приступить к приемке, то есть застройщик обязан обеспечить удобный график и наличие сопровождающих людей, обычно максимальный срок для подписания акта – два месяца.
Внимание! Если в течение двух месяцев покупатель акт не подписал, застройщик имеет право сделать это в одностороннем порядке, то есть все нарушения и дефекты придется устранять за свой счет либо по гарантии.
Некоторые девелоперы пытаются ввести покупателей в заблуждение, если дефекты имеются или при отделке использованы не те материалы, которые указаны в договоре. К примеру, они могут заявить, что очередь на приемку слишком большая, ближайшая запись – через два с половиной месяца. Но уже через два месяца акт приемки подписывается в одностороннем порядке, в документах указывается, что покупатель не явился. По закону все выполнено верно за исключением того, что изначально девелопер назвал дольщику неверные сроки.
Что делать в такой ситуации? Следует составить претензию и отправить ее застройщику до окончания официального срока приемки. В письме следует указать, что к принятию объекта вы готовы. Такая претензия вручается лично представителю компании-застройщика, необходимо потребовать расписку о получении и копию письма. Также можно отправить документ письмом с уведомлением и точной описью содержимого. Такое письмо станет доказательством незаконных действий застройщика при его попытках затянуть процесс приемки и подписании его единолично.
Инструкция, как принимать квартиру у застройщика:
- необходимо убедиться в том, что дом сдан в эксплуатацию, проверить информацию, предоставляемую компанией-девелопером (данные об этом имеются в Росреестре);
- получить уведомление о приемке в установленные законом сроки;
- если уведомления нет или застройщик намеренно затягивает сроки, надо составить претензию и направить ее компании;
- перед приемкой подготовить документы и ряд инструментов, необходимых для проверки;
- после завершения приемки подписать акт, где указать все имеющиеся претензии или подтвердить их отсутствие.
Документы для оформления акта приемки и дополнительные инструменты
В проектной документации и договоре указано, в каком состоянии квартира будет передаваться дольщику. Это касается не только площади, но и состояния отделки, материалов, используемых для этого, конфигурации, количества окон и дверей, материалов, используемых для заполнения проемов. Также в технической документации указываются тип и состояние инженерных коммуникаций, наличие или отсутствие приборов учета, сантехники. Необходимо обратить внимание на информацию, касающуюся общественных зон, парадных, придомовой территории, лифтов, паркингов.
Непосредственно для приемки квартиры нужен договор, технический план квартиры. В соответствии с этими документами проверяются соответствие площади, наличие и расположение межкомнатных перегородок, размещение мокрых зон, особенности лоджии или балкона, состояние инженерных сетей.
Наличие такого пакета документации позволяет проверить все данные, понять, имеются ли нарушения. Записывать на приемку лучше всего на утро, когда освещение будет достаточно хорошим и позволит выявить несоответствия.
Дополнительно с собой надо взять:
- блокнот, ручку для пометок и замечаний;
- строительный маркер или мел, при помощи которых можно делать отметки на местах, где выявлены нарушения;
- строительный уровень, лазерную линейку;
- прибор для проверки напряжения в розетках.
Профессионалы рекомендуют перед тем, как принять квартиру от застройщика, взять в аренду или купить следующие инструменты:
- специальный индикатор определения электромагнитных излучений;
- дозиметр для проверки уровня радиации материала стен;
- тепловизор (при приемке в холодное время года при помощи такого оборудования можно проверить уровень промерзания окон и стен);
- лазерный нивелир или построитель плоскостей для проверки полов, стен и потолков (следует выбирать модель с 360 градусной разверткой);
- газоанализатор, позволяющий проверить уровень аммиака.
Использовать такие приборы не очень сложно, все инструкции к ним прилагаются. Если вы не уверены, что можете правильно снять все показания, лучше пригласить специалиста, который поможет в проверке.
Какие дефекты в новостройках встречаются чаще всего
Перед проведением осмотра рекомендуется побеседовать с соседями, которые уже подписали акты и уточнить, столкнулись ли они с какими-либо проблемами. Это позволяет сразу обратить внимание на такие места, проверить соответствие указанной информации.
Кроме того, чаще всего встречаются следующие проблемы:
- с входными и межкомнатными дверями;
- с остеклением;
- с качеством отделки и состоянием полов, потолков и стен;
- с электрическими сетями, радиаторами, другими инженерными сетями, включая вентиляцию.
Чаще всего застройщики заявляют, что ставят металлические двери, но не уточняют, какого они будут типа. Это важный момент, так как строительная дверь – это обычная металлическая панель без тепло- и звукоизоляции с самыми дешевыми замками. Если была заявлена хорошая бронированная дверь, а стоит строительная, это уже повод для составления претензии. Если установлено нормальное полотно, надо проверить соответствие его производителя заявленному, качество замков, ручек, петель, отсутствие щелей и других нарушений. Дверь должна открывать и закрываться плавно, без скрипа.
Окна также являются одним из мест, на которые обязательно следует обратить внимание. Необходимо проверить их качество, соответствие фирмы-производителя заявленному. Надо осмотреть состояние фурнитуры и стеклопакета, проверить, чтобы все рамы были целыми и отсутствовали сквозняки, следы конденсата или плесени. Царапины, сколы и другие дефекты не допускаются. Если на стекле имеются брызги растворов, следы сварки и другие – это причина обратиться к застройщику для мойки или замены за его счет.
На поверхности стен, пола и потолка не должно быть следов плесени ли сырости, состояние должно отвечать указанному в договоре и техническому плану. Если квартира сдается с финишной или косметической отделкой, следует проверить ее качество. Не допускаются дефекты, использование некачественных материалов, перекосы.
Также тщательно следует проверить электрику, сантехнику, водоснабжение и канализацию. Если радиаторы установлены, надо осмотреть их состояние, особенности подключения, наличие всей требуемой фурнитуры. Многие застройщики сегодня сдают квартиры с подводом сетей до входа. Это означает, что внутри квартиры имеются только выводы, разводкой надо будет заниматься самостоятельно. Поэтому следует заранее определиться с тем, что именно должно быть в наличии и в каком состоянии. К примеру, если указано, что отопление имеется, как и радиаторы, надо у этом удостовериться, посмотреть, подключены ли батареи, какого они тип, кто производитель. Если в договоре указаны счетчики тепла, их наличие также следует проверить.
При осмотре нельзя торопиться, следует все тщательно осматривать, проверять каждую мелочь. В дальнейшем это поможет избежать серьезных расходов на исправление или замену. Если дефекты обнаружены и застройщик согласен их устранить за свой счет, это обязательно фиксируется документально. Если в устранении несоответствий поступает отказ, надо составить специальный акт, который затем станет основанием для взыскания средств по компенсации или принуждения застройщика к исправлению допущенных ошибок.